Журнал>Зачем ребенку тьютор и чему у него могут научиться родители

Зачем ребенку тьютор и чему у него могут научиться родители

Рассказываем, кто такой тьютор и какие задачи он помогает решить, а также делимся тьюторскими инструментами для родителей
Зачем ребенку тьютор и чему у него могут научиться родители
  1. Кто такой тьютор
  2. Зачем он нужен
  3. Чем тьютор отличается от других специалистов в школе
  4. Тьюторские инструменты для родителей
Сегодня в учебном процессе ребенка сопровождают не только родители и учителя. В последнее время все чаще говорят о тьюторстве. Многим родителям непонятно, зачем ребенку нужен тьютор, чем он отличается от куратора, ассистента учителя, наставника, психолога и что именно он делает. В нашем материале расскажем о том, кто такой тьютор и какие задачи он помогает решить, поделимся тьюторскими инструментами для родителей.
Материал подготовлен при помощи экспертов: руководителя тьюторской службы «Новой школы» Антонины Болотовой; тьютора и куратора «Новой школы» Татьяны Карской; тьютора-эксперта, супервизора Союза профессиональных тьюторов «Полюс практики» Юлии Изотовой; директора института ПрЭСТО и руководителя программы тьюторской профпереподготовки Марии Мансветовой.

Кто такой тьютор

Идея сопровождения учеников в образовании появилась в средневековых университетах Оксфорда и Кембриджа. Студенты были свободны в выборе курсов, которые читали профессора. Тьюторы помогали им выбирать лекции, планировать практические занятия и готовиться к экзаменам. Задачей тьютора было помочь каждому студенту строить образование, исходя из его интересов, способностей, устремлений.

Первые университеты в России, гимназии, а позже советские школы использовали другую образовательную модель, в которой не было института индивидуального наставничества. В конце восьмидесятых годов в СССР в среде образования шел поиск новых форматов работы с учениками. Тогда и сформировалась педагогическая позиция, позволяющая учитывать особенности каждого ребенка в рамках школьной учебы.


     Тьютор — это специалист, который помогает ребенку в самообразовании. Фото: Rido/shutterstock.com
Тьютор — это специалист, который помогает ребенку в самообразовании. Фото: Rido/shutterstock.com

Сейчас тьютор в России — это специалист, который помогает ребенку в самообразовании. Принято считать, что самообразование — это самостоятельное освоение предмета без чьей-либо помощи, по книгам и видеолекциям. На самом деле этот процесс включает самостоятельный выбор ребенком тех образовательных возможностей, которые отвечают сегодня его потребностям. Тьютор помогает ребенку лучше понимать себя и свои интересы, ставить осмысленные цели в учебе и планировать маленькие последовательные шаги для их достижения.

У тьюторов есть профстандарт и этический кодекс. Диплом тьютора можно получить в Москве, Томске, Владивостоке, Ижевске, Перми. Тьюторские службы есть в государственных и частных школах, на рынке образовательных услуг работают частно практикующие тьюторы.

Недостаточно просто добавить тьютора в коллектив школы, не изменяя школьную среду. Если в школе нет выбора, у кого, чему и как учиться, если нет условий для свободной внеурочной деятельности, тьюторы просто не нужны, как вам не нужен проводник, чтобы доехать из дома на работу. Проводник нужен, если местность неизвестна, маршрутов множество и вы сами не до конца уверены, что это за пункт Б, в который вы идете.

Попробуйте интерактивные задания для детей на Учи.ру
Дарим скидку 15% по промокоду при покупке премиум доступа
Промокод: ЖУРНАЛ

С тьютором ребенок тренируется регулярно принимать самостоятельные решения, которые в итоге формируют его образовательный маршрут. Пространство вариантов создают и в частных, и в государственных общеобразовательных школах. В основном в средних и старших классах. Ученики в таких школах могут выбирать предметы из предложенного спектра дисциплин, регулируют сложность предметов (от базового курса до углубленного изучения) и выбирают тьютора, который будет каждого из них сопровождать в учебном процессе. С тьютором можно обсуждать возникающие в учебе сложности, строить образовательную траекторию, ставить учебные задачи, искать и пробовать подходящие способы их решения. Тьютор помогает в исследовательской и проектной деятельности учеников, проводит индивидуальные и групповые встречи — тьюториалы. В выпускных классах тьютор помогает с профессиональным самоопределением, выбором предметов для ОГЭ и ЕГЭ, колледжа или вуза.


    С тьютором можно обсуждать возникающие в учебе сложности, ставить учебные задачи, искать и пробовать подходящие способы их решения. Фото: Julia Kuznetsova/shutterstock.com
С тьютором можно обсуждать возникающие в учебе сложности, ставить учебные задачи, искать и пробовать подходящие способы их решения. Фото: Julia Kuznetsova/shutterstock.com

В России не очень много школ, в которых есть тьюторские службы. Особый опыт у Перми и Пермского края. Директор института ПрЭСТО Мария Мансветова отмечает, что вся образовательная система края была изменена, чтобы тьюторство появилось в государственных школах. Была выстроена институциональная модель, например, пространство выбора в школах с пробами и краткосрочными курсами, отдельные школы для старшеклассников.

В начальных классах тьюторское сопровождение встречается редко: как правило, в альтернативных и онлайн-школах. С младшими школьниками работа также строится на задачах, которые ребенок сам ставит перед собой: это может быть желание научиться чему-то, реализация собственного проекта, исследование чего-то нового и интересного.

Юлия Изотова
Тьютор-эксперт, супервизор
Период начальной школы — один из самых важных для работы с тьютором, чтобы сформулировать свою ученическую позицию, поставить образовательные цели — войти в режим «я иду в школу», «я учусь». Современное образование работает, когда ребенок способен к самообразованию, когда он может совершать осмысленные образовательные действия. Это закладывается на границе входа в школу. До 11 лет для тьютора принципиально работать с детьми очно: там много опредмеченной работы, экспериментов. Классический тьюториал с младшим школьником — в музее, в парке.

Зачем он нужен

Результат работы тьютора не всегда очевиден. Тьютор не гарантирует высокие академические успехи ребенка и не меняет ребенка, чтобы тот соответствовал каким-то внешним требованиям. Это личностная работа, и ее результат сложно измерить или оценить. Руководитель тьюторской службы «Новой школы» Антонина Болотова описала несколько феноменов, которые можно наблюдать у школьников после работы с тьютором.

Понимание себя

Тьютор всегда работает на стороне ребенка, помогая ему искать собственные смыслы в своих действиях и решениях, расширяя представление ребенка о собственных возможностях. В работе с тьютором появляется ответственность за собственное образование в школе и за ее пределами, так как становится понятно, зачем нужна учеба.

Антонина Болотова
Руководитель тьюторской службы «Новой школы»
Дети получают пространство, где можно подумать о себе, какой я, что я хочу для себя в будущем, что я для этого могу и буду делать. Это создает как раз ту самую осознанность и ответственность, когда ребенок учится, потому что сам это выбрал.

     Тьютор помогает формировать осознанность и ответственность, когда ребенок учится, потому что сам это выбрал. Фото: Kostiantyn Voitenko/shutterstock.com
Тьютор помогает формировать осознанность и ответственность, когда ребенок учится, потому что сам это выбрал. Фото: Kostiantyn Voitenko/shutterstock.com

Самостоятельность

Тьютор фокусируется на зоне ближайшего развития, то есть на том, что ребенок может сделать сам для решения своей задачи. Тьютор помогает проделать путь от озвученной проблемы до постановки задачи, а оттуда — до первых реальных шагов. Обычно ребенок в значительной мере зависит от окружающих его взрослых. Опыт самостоятельных действий помогает ему научиться быть ответственным за свою жизнь.

Антонина Болотова
Руководитель тьюторской службы «Новой школы»
Дети становятся заметно самостоятельнее, потому что каждую ситуацию, произошедшую с ребенком, тьютор старается рассматривать как возможность для его роста и развития:
  • пятиклассник потерял сменку — давай научимся разговаривать с сотрудниками клининговой службы;
  • семиклассница задумала сделать фестиваль аниме — это шанс развивать лидерские качества;
  • десятиклассник участвует в заключительных этапах сразу трех олимпиад — давай учиться многозадачности.

Инициативность

Тьютор не просто помогает ребенку говорить о себе. Он создает пространство, в котором возможны пробные действия без оценок и ожиданий. В таком пространстве уходит страх ошибки, так как любая проба — удачная или нет — это возможность узнать что-то новое про себя и спланировать следующее действие с опорой на новое понимание.

Антонина Болотова
Руководитель тьюторской службы «Новой школы»
Тьюторское сопровождение подразумевает частый перевод каких-то задумок ребенка в реальные действия, начиная с самых простых шагов (запись в кружок, организация каких-то маленьких мероприятий в школе, проведение небольших исследований) и заканчивая полномасштабными предпрофессиональными стажировками и серьезными индивидуальными проектами старшеклассников.

Чем тьютор отличается от других специалистов в школе

Сейчас в дополнение к учителям и психологам, помимо тьютора, в школах можно встретить кураторов, ассистентов учителя, наставников. Эти роли каждая школа может трактовать по-своему. Мария Мансветова замечает, что тьюторами иногда называют гувернеров, которые помогают делать уроки, сопровождают учеников на прогулке и занимаются воспитанием. Тьютор может оказаться ассистентом учителя (следит за дисциплиной в классе и помогает учителю организационно) или куратором (помогает ориентироваться в расписании и налаживать общение с преподавателями, может следить за успеваемостью и прогрессом в освоении курсов). Чтобы понять, какую именно поддержку получит ребенок под видом тьюторского сопровождения, лучше заранее узнать о должностных обязанностях тьютора.


     Именно тьютор помогает осознавать свои интересы, взвешивать ответственность, прогнозировать разные варианты будущего. Фото: Juliya Shangarey/shutterstock.com
Именно тьютор помогает осознавать свои интересы, взвешивать ответственность, прогнозировать разные варианты будущего. Фото: Juliya Shangarey/shutterstock.com

Позиция тьютора отличается от работы учителя или психолога. Антонина Болотова обращает внимание, что тьютор в школе — это педагог, который работает с выбором и самоопределением. Тьютор появляется в образовательной среде, когда она становится сложной и вариативной. Например, если в старшей школе планируется работа с индивидуальными учебными планами или индивидуальными проектами, ребенку важно быть готовым сделать качественный выбор — осознанный, реалистичный, соответствующий его ценностям и задачам. Именно тьютор помогает в этом процессе, развивает рефлексию, помогает осознавать свои интересы, взвешивать ответственность, прогнозировать разные варианты будущего. Учитель и психолог тоже могут с этим работать, тогда можно говорить о тьюторской компетенции учителя или психолога, но чаще учитель все-таки передает знания и формирует навыки, а психолог занимается климатом в детской среде, профилактикой и психологической поддержкой детей и родителей в трудных ситуациях.

Татьяна Карская
Тьютор и куратор «Новой школы»
Я работала и учителем, и тьютором. Тьюторская работа на меня довольно сильно повлияла как на учителя с точки зрения снятия напряжения и тревоги. Я стала легче относиться к тому, что ребенок может выбирать заниматься не испанским языком, а чем-то другим, и этот выбор я уважаю, Он может выбирать заниматься им минимально или углубленно. Я могу создать условия для детей с разными запросами и потребностями. Не обязательно всех влюблять в свой предмет.

Тьюторские инструменты для родителей

Ребенок и родитель тесно связаны эмоционально. Любовь и привязанность, а также иерархия в детско-родительских отношениях несовместимы с ролью тьютора. Здесь важны отсутствие оценки и ожиданий.

Юлия Изотова
Тьютор-эксперт, супервизор
Любому антропопрактику — будь то психолог, тьютор, коуч, психотерапевт — важно не иметь своих целей относительно клиента. Родитель очень наполнен приоритетами, целями, задачами, родительской ответственностью, поэтому ему сложно помогать ребенку в самоопределении, встречаться с его сомнениями. Тьютор же может вместе с ребенком рассмотреть его сомнения, побыть в этих сомнениях. Ребенку сомневаться полезно и нужно. Ему нужны родители, которые дают достаточно любопытства, достаточно поддержки, достаточно опоры. Не нужно пытаться быть своему ребенку и учителем, и психологом, и тьютором.
Есть ряд тьюторских инструментов, благодаря которым можно вырастить в себе тьюторскую позицию, чтобы создавать в общении с ребенком бережную и доверительную среду для развития. Мария Мансветова предлагает родителям научиться задавать тьюторские вопросы с тьюторской интонацией.

     Существует ряд тьюторских инструментов, благодаря которым можно вырастить в себе тьюторскую позицию. Фото: Tatyana Soares/shutterstock.com
Существует ряд тьюторских инструментов, благодаря которым можно вырастить в себе тьюторскую позицию. Фото: Tatyana Soares/shutterstock.com

Тьюторская интонация

Это спокойная интонация, которая не вынуждает человека давать ожидаемый ответ, позволяющая ребенку сказать «нет» или «я не хочу отвечать». Такая интонация дает возможность свободно выражать себя (очень часто люди именно интонационно не дают этого делать другим).

Тьюторские вопросы

Работа с тьютором — это диалог. Вопросы — один из основных инструментов тьютора. В ежедневном общении они не только помогут ребенку лучше понять себя, но и вам — лучше понять ребенка. Вопросами можно создать пространство для проявления самостоятельности и ответственности. Попробуйте использовать такие:

  • вопросы про ребенка, а не про обстоятельства (А тебе как?);
  • вопросы с местоимениями, относящимися к человеку (Что тебе нравится?);
  • последовательные вопросы с растяжкой от «хочу» до «сделаю» (Что ты хочешь делать? Что ты можешь делать? Что ты готов делать?);
  • рефлексивные вопросы (Что понимаешь? Что хочешь изменить? В чем испытываешь сложность? Нужна ли тебе какая-то помощь?);
  • раскрывающие вопросы (Что тебе интересно? Что важно и ценно?).
  • Тьюторское сопровождение — это новый для России и поэтому непривычный педагогический подход. Тьютор предлагает рассматривать образование как конструктор LEGO — каждый может собрать то, что надо именно ему. Такой подход оказывается полезным в современной реальности, которая быстро меняется. Используя образование как развивающую среду, тьюторы помогают школьникам научиться делать выбор и действовать в условиях неопределенности. Эти навыки уже сегодня полезны каждому. Родители также могут развить тьюторскую компетентность. Тьюторские инструменты помогают ребенку и родителю понять и услышать друг друга.

    Попробуйте интерактивные задания для детей на Учи.ру
    Дарим скидку 15% по промокоду при покупке премиум доступа
    Промокод: ЖУРНАЛ