Важность литературоведческих терминов
Литературные произведения нельзя изучать, не зная литературоведческих терминов, то есть теории литературы. Важно ведь не только знать, о чём произведение, иначе его сюжет, содержание. Бывает очень важную роль в понимании замысла автора играет композиция литературного произведения.
Понятие композиции в литературном произведении и её роль
Композиция — это построение литературного произведения, расположение его частей.
Чтобы наглядно это продемонстрировать, обратимся к конкретным произведениям. Возьмём «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаила Юрьевича Лермонтова. «Песня...» состоит из трёх частей и вступления, которое настраивает читателя на жанровый аспект произведения и акцентирует внимание на его героях. В первой части автор знакомит нас с грозным царём Иваном Васильевичем, опричником Кирибеевичем, мы узнаём о тоске Кирибеевича, о желании царя помочь любимому опричнику. Но не знает царь, что та, в кого влюблён Кирибеевич, замужем. Во второй части Лермонтов подробно знакомит нас с купцом Калашниковым, его семьёй, укладом жизни. Мы пониманием, что вторжение в эту жизнь Кирибеевича приведёт к трагедии. Так и случается. В третьей части произведения описан кулачный бой (кулачные бои — любимое зрелище Ивана Грозного), и в этом бою сражаются Кирибеевич и Калашников. Сильна христианская вера и сильны устои русской семьи. Справедливость восторжествовала: убит Кирибеевич. Но и казнён купец Калашников, так и не сказавший правды царю, не признавшийся, за что убил опричника. Такой порядок расположения частей «Песни про купца Калашникова...» даёт читателю возможность ощутить весь драматизм ситуации, лучше познакомиться с героями и прийти к выводу, что кулачный бой был для Калашникова единственным способом наказать обидчика.
Ещё одно произведение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» тоже имеет интересную композицию. В романе пять глав:
- «Бэла»;
- «Максим Максимыч»;
- «Тамань»;
- «Княжна Мери»;
- «Фаталист».
Так их расположил автор. Но если обратить внимание на хронологию событий, то вначале мы должны были познакомиться с героем в главе «Тамань», затем отправиться с ним на Кавказ, где происходит дуэль с Грушницким (глава «Княжна Мери»), потом увидеть, как испытывают судьбу офицеры в главе «Фаталист», далее побывать в крепости, куда сослан был Печорин за дуэль (глава «Бэла») и где герой знакомится с Максимом Максимычем, а потом увидеть равнодушие Печорина к Максиму Максимычу, долго ожившему его, но так и не дождавшемуся, чтобы повидаться (глава «Максим Максимыч»). Почему же автор избрал иную композицию? Конечно, потому, что именно так характер Печорина раскрывается как нельзя лучше.