Павел Петрович Кирсанов - сын генерала, представитель аристократической семьи. Поэтому все детали портрета рисуют нам образ человека, принадлежащего к высшему сословию родовой знати.
На нем безупречный сьют, лаковые полусапожки, несмотря на то что он живёт в деревне и оценить эту красоту некому. Но это многолетняя привычка человека следить за собой, имея на это средства. Седые волосы очень красиво лежат, поэтому рассказчик их сравнивает с новым серебром: так они блестят.
У него красивое, удивительно гладкое для его возраста лицо, лицо человека, унаследовавшее отменное физическое здоровье, возможности для жизни в комфорте.
Павел Петрович не подаёт Базарову руку для приветствия. А руки у Кирсанова очень красивые, ухоженные, не знавшие физического труда. Белоснежный рукавчик застёгнут "крупным одиноким опалом". Думается, что отнюдь не случайно упомянут автором в романе этот камень. Одна из легенд, связанных с опалом, гласит о том, что в этот камень превратились слёзы самого царя богов Зевса, когда он плакал от радости после победы над титанами. Возможно, так Тургенев подчёркивает фамильную гордость, силу характера, царственное стремление к первенству во всём Павла Петровича.