Пользователь7 лет назад
Советский Союз, оказавшись по существу в изоляции, начал поиски новой линии во внешней политике.
Советско-англо-французские переговоры. Вернувшись из Мюнхена, премьер-министр Великобритании Н. Чемберлен заявил своему народу: «Я привез вам мир!» Иначе думало германское правительство. Пользуясь дальнейшим попустительством западных держав, Гитлер 15 марта 1939 г. окончательно захватил Чехословакию, а 23 марта занял Мемельскую область в Литве. В апреле 1939 г. Италия оккупировала Албанию. Это несколько отрезвило правящие круги Англии и Франции и вынудило их дать согласие на предложение Советского Союза начать переговоры о заключении соглашения о мерах по пресечению германской агрессии. Но политика западных держав на деле оставалась прежней.
12 августа в Москву для ведения переговоров прибыли представители Англии и Франции. Здесь выяснилось, что англичане не имеют полномочий для ведения переговоров и подписания соглашения. Пренебрежительное отношение к переговорам подчеркивалось и тем, что во главе обеих делегаций были поставлены второстепенные чиновники, в то время как советскую делегацию возглавлял народный комиссар обороны маршал К. Е. Ворошилов.
Советский Союз не имел, общей границы с Германией, поэтому он мог принять участие в войне с ней только в том случае, если союзники Англии и Франции — Польша и Румыния — пропустят советские войска через свою территорию. Однако пи англичане, ни французы ничего не делали для того, чтобы побудить польское и румынское правительства дать согласие на проход советских войск. Французская и английская делегации следовали предписаниям своих правительств вести переговоры медленно, не принимать на себя каких-либо обязательств, «могущих связать нам руки при всех обстоятельствах».
Сближение СССР и Германии. Гитлер, уже принявший решение напасть на Польшу, также предложил СССР начать переговоры о заключении договора о ненападении и разграничении сфер влияния в Восточной Европе. Перед Сталиным встал нелегкий выбор: или отклонить предложения Гитлера и тем самым согласиться с выходом германских войск к границам СССР в случае поражения Польши в войне с Германией, или заключить с Германией соглашения, дающие возможность отодвинуть границы СССР на запад и избежать на какое-то время войны. Для советского руководства не были секретом попытки западных держав подтолкнуть Германию к войне с Советским Союзом, равно как и стремление Гитлера расширить «жизненное пространство» Германии за счет восточных земель. Разведка докладывала Сталину и о том, что в случае отказа СССР подписать договор с Германией та была готова договориться с Англией о возможных совместных действиях против Советского Союза.
Сталин все больше склонялся к выводу о необходимости подписать соглашения с Германией. Он учитывал и то, что с мая 1939 г. на территории Монголии в районе реки Халхин-Гол велись крупные боевые действия между советско-монгольскими и японскими войсками. Перед Советским Союзом вырисовывалась реальная перспектива ведения войны одновременно и на восточных, и на западных границах.
23 августа 1939 г. СССР и Германия подписали договор о ненападении. К договору прилагались секретные протоколы о разделе Восточной Европы на сферы влияния между Москвой и Берлином. Устанавливалась линия разграничения между немецкими и советскими войсками в Польше. Эстония, Латвия, Финляндия и Бессарабия относились к сфере влияния СССР.
В тот период договор был выгоден обеим странам. Гитлеру он позволял без лишних осложнений начать захват Польши и одновременно убедить своих генералов в том, что Германии не придется воевать сразу на нескольких фронтах, как что было в 1914 — 1918 гг. Сталин получил реальную возможность значительно отодвинуть западные границы и получить время для укрепления обороны страны. Советское государство было в основном восстановлено в границах бывшей Российской империи.
Заключение советско-германских соглашений сорвало попытки западных держав втянуть СССР в войну с Германией и позволило перенести направление германской агрессии на запад. Советско-германское сближение внесло определенный разлад в отношения между Германией и Японией, ликвидировало для СССР угрозу войны на два фронта.
Уладив дела на западе, Советский Союз активизировал поенные действия на востоке. В конце августа советские войска под командованием Г. К. Жукова окружили и разгромили японскую армию на Халхин-Голе. Японское правительство было вынуждено подписать в Москве мирное соглашение. Угроза эскалации войны на Дальнем Востоке была ликвидирована.
Таким образом, в 30-е гг. в связи с существенными переменами политической ситуации в мире менялся и внешнеполитический курс СССР. Не найдя поддержки западных государств по вопросу создания системы коллективной безопасности, СССР был вынужден пойти па союз с главным мировым агрессором — фашистской Германией.
ДОКУМЕНТЫ
ИЗ МЕМОРАНДУМА АНГЛИЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПРАВИТЕЛЬСТВУ ФРАНЦИИ. 22 МАЯ 1939 г.
Представляется желательным заключить какое-либо соглашение, по которому Советский Союз придет нам на помощь, если на нас нападут с Востока, не только с целью принудить Германию вести войну на два фронта, но также по той причине, что в случае войны важно вовлечь в нее Советский Союз.
ИЗ БЕСЕДЫ ГИТЛЕРА С ВЕРХОВНЫМ КОМИССАРОМ ЛИГИ НАЦИЙ К. БУРКХАРДТОМ. 11 АВГУСТА 1939 г.
Гитлер: «Передайте Чемберлену: все, что я предпринимаю, направлено против России. Если Запад так глуп и слеп, что не может это понять, я буду договариваться с русскими. Затем я ударю по Западу и после его поражения объединенными силами выступлю против Советского Союза».
СЕКРЕТНЫЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРОТОКОЛ МЕЖДУ ГЕРМАНИЕЙ И СОВЕТСКИМ СОЮЗОМ ОТ 23 АВГУСТА 1939 г.
При подписании договора о ненападении между Германией и Союзом Советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся уполномоченные обеих сторон обсудили в строго конфиденциальном порядке вопросы о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. Это обсуждение привело к нижеследующему результату:
1. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению Виленской области признаются обеими сторонами.
2. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Нисса, Нарева, Вислы и Сана*.
3. Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчеркивается интерес СССР к Бессарабии. С германской стороны заявляется о ее полной политической незаинтересованности в этих областях.
4. Этот протокол будет сохраняться обеими сторонами в строгом секрете.
* Данный пункт дан по тексту «Разъяснение к «Секретному дополнительному протоколу» от 28 августа 1939 г.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Какие факторы обусловили «новый курс» советской дипломатии? В чем суть и цели системы коллективной безопасности? (При ответе используйте документ.) 2. Как менялась тактическая линия Коминтерна в 30-е гг.? 3. Каковы были основные направления советской внешней политики на Дальнем Востоке в 30-е гг.? 4. Какова была роль и степень участия CCCР в гражданской войне в Испании? 5. Как отразилось Мюнхенское соглашение на идее создания системы коллективной безопасности в Европе? 6. Как и почему изменился внешнеполитический курс СССР после Мюнхенского соглашения? 7. Дайте оценку советско-германским соглашениям)! 1939 г. (При ответе используйте документы.)
§ 29. Духовная жизнь советского общества
Развитие образования. 30-е гг. пошли в историю пашей страны как период осуществления культурной революции. Под этим понятием подразумевалось значительное повышение по сравнению с дореволюционным временем образовательного уровня народа и степени его приобщения к достижениям культуры. Еще одной составляющей культурной революции явилось насаждение безраздельного господства марксистско-ленинского учения в науке, образовании и всех областях творческой деятельности.
В условиях проводившейся в СССР экономической модернизации особое внимание уделялось повышению образовательного и профессионального уровня населения. При этом утвердившийся в стране политический режим настоятельно требовал изменения содержания школьного образования и воспитания, ибо педагогические вольности 20-х гг. были малопригодными для выполнения ответственной миссии создания «нового человека».
В начале 30-х п. ЦК ВКП(б) и СНК. СССР приняли ряд постановлений о школе. В 1930/31 учебном году в стране начался переход ко всеобщему обязательному начальному обучению в объеме 4 классов. Наряду с этим в городах и рабочих поселках для всех детей, окончивших четырехлетку, устанавливалось обязательное обучение в объеме семилетней школы. В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, твердое расписание, оценки, строгая дисциплина и целый ряд наказаний вплоть до исключения. Были переработаны школьные программы, созданы новые, стабильные учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии на основе марксистско-ленинских оценок происходивших событий и явлений.
К 1933 г. переход к обязательному четырехлетнему образованию был завершен, а к 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. Было развернуто широкое школьное строительство. Только в течение 1933 — 1937 гг. в СССР открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет. К концу 30-х гг. за школьными партами в республиках страны обучалось свыше 35 млн. учащихся. По переписи 1939 г., грамотность в СССР составила 87,4%.
Быстрыми темпами развивалась система среднего специального и высшего образования. К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Десятки средних и высших учебных заведений возникли на Украине, в Белоруссии, Армении, Азербайджане, Грузии, в республиках Средней Азии, центрах автономных республик и областей. При